О фильмах фестиваля в газете «Трибуна»
«Свой путь» — это рассказ о смелых людях
Продолжается прием заявок на участие в Международном кинофестивале «Свой путь», конкурсные мероприятия которого пройдут с 17 по 24 сентября в Уфе.
И хотя у желающих направить свой фильм для участия в фестивале есть еще несколько дней, уже можно сделать некоторые выводы не только о кинолентах, но и об их создателях.
Представленные фильмы как нельзя лучше показывают, сколь схожи проблемы поиска своего пути в жизни людей в России и Грузии, в Сербии и Украине, в Румынии и Беларуси… В разных странах, в непохожих социальных условиях, жизнь каждого человека зависит прежде всего от него самого и от его отношения к тому, что происходит.
Тематика картин разнообразна, как сам мир. В центре внимания известные личности Серебряного века («Коктебельские камешки», режиссер Андрей Осипов) и человек, который вывел односельчан из пылающей деревни во время лесных пожаров («Леша», режиссер Елена Демидова). Хор Донских казаков, созданный за рубежом в 1920-е годы, завоевавший невероятную популярность по всему миру, но так и не исполнивший свою главную мечту – выступить на Родине («Как казаки мир покорили», режиссер Гули Тагиева), и человек, прошедший ГУЛАГ («Ни слова о ГУЛАГе», режиссер Дарья Юшманова). Женщина – социальный работник, которая в любую погоду проходит по несколько километров, чтобы навестить стариков, живущих в заброшенных деревнях Вологодской области («Корыто, лыжи, велосипед» режиссер Иван Твердовский), и дети, вынужденные стать взрослыми, живя в семье алкоголиков («Машка», режиссер Игорь Каграманов).
Грань между реальностью и вымыслом тонка. Судьбы героев документальных кинолент могут соперничать с самыми удивительными сюжетными линиями в фильмах художественных. Одна из таких «сказочных» историй случилась с героем картины «Перекресток». Более 20 лет белорусский художник Валерий Ляшкевич, работы которого находятся в коллекциях по всему миру, а персональные выставки работ проходили в Национальном художественном музее Минска, вынужден жить на вокзале, бродяжничать, не переставая при этом писать картины. История легла в основу дебютного фильма режиссера Анастасии Мирошниченко. Судьба героя тронула сердца людей далеко за пределами Беларуси – общими усилиями удалось собрать деньги, необходимые для покупки маленького домика в пригороде Гомеля. Фильм, созданный силами волонтеров, получил множество наград на международных кинофестивалях. Когда в июле этого года права на его показ приобрел шведский телеканал, съемочная группа неожиданно для себя получила свой первый гонорар!
Ответ на вопрос, почему среди поступивших заявок так много поразительных фильмов и удивительных судеб самих создателей, кроется в тематике фестиваля. Пожалуй, только внутренняя зрелость заставляет человека сделать фильм о тех, кто не боится следовать своим путем в жизни.
Судьбы авторов фильмов не менее интересны. Андрей Осипов и Иван Твердовский – признанные мэтры российской кинодокументалистики, их картины уже много лет востребованы на фестивалях в России и по всему миру. Но даже они не сразу выбрали свою профессию. Так, получивший множество престижных наград за свои фильмы Андрей Осипов сначала десять лет трудился инженером-атомщиком в Крыму.
Режиссер Елена Демидова, закончив Бауманку, более 15 лет работала в Воронежской области сначала преподавателем математики и информатики в ПТУ, а потом в службе теленовостей. Судьбоносная встреча с режиссером Мариной Разбежкиной открыла мир кино и радикально изменила жизнь.
Работая в угольной, а потом в сталелитейной компаниях, успешный менеджер Анна Симакова однажды задумалась, что ответит ребенку на вопрос, чем мама занимается на работе. Управленческая отчетность и презентации для акционеров? По счастливому совпадению несколько коллег Анны тоже решили уйти из компании. Единомышленники создали частный социальный проект – реабилитационный центр «Три сестры». Помогая людям подняться из коляски, они не захотели мириться и с проблемой отношения в обществе к инвалидам. Так появилась кинолента «Я хочу туфли» — о девушке, физические возможности которой после аварии ограничены. Впрочем, это не мешает ей жить полноценной жизнью – работать в солидной компании, водить машину. Для авторов фильм стал возможностью сказать, что человек после травмы даже в измененном физическом состоянии может оставаться сильным и по-прежнему быть опорой для людей, которых он любит. У начинающих кинематографистов не было денег на актеров, поэтому картину снимали собственными силами, играли, по сути, самих себя. Кинолента завоевала несколько наград на фестивалях, а встреча со съемочной группой непременно вызывает воодушевление зрителей.
Журналистикой не исчерпывались все таланты Виктории Казариной. Она увлеклась документальным кино. Сейчас на счету режиссера несколько картин, одна из которых – «Игра вслепую» о незрячей пианистке Елене Кухаренко, участвует в фестивале. После травмы девочка из маленького белорусского города ослепла, денег на лечение в семье не было… Талантливая и целеустремленная, Лена поступила в Москву в музыкальный вуз. Сегодня в ее копилке несколько наград международных конкурсов, но, к сожалению, время потеряно и Елена уже никогда не сможет видеть. Судьба красивой молодой женщины, сильной и великодушной не оставляет зрителей равнодушными, а «Игра вслепую» получает неизменно высокие оценки кинокритиков и коллег по цеху.
С классикой советского кинематографа «Королевой бензоколонки» вполне может посоперничать героиня документальной ленты «Хозяйка автобуса» Наталья Семенюк. Подававшая надежды оперная певица работала в музыкальном театре. Не сумев найти свой путь на музыкальный Олимп в «лихие 90-е», стала кондуктором в автобусе, чтобы прокормить себя и ребенка. Сегодня ее доброту, заботу и жизнерадостность знают и ценят многие пассажиры маршрута. Не менее удивительна история режиссера картины: Виктор Стародубцев вместе со своим братом создал бесплатный хоспис в Железногорске (Красноярский край). В какой-то момент начал снимать и документальное кино, потому что «эти истории поучительны и достойны того, чтобы о них узнали другие, прежде всего, молодые люди».
Невозможно рассказать о всех фильмах, поступивших на фестиваль. Но едва ли не каждая кинолента поднимает серьезные вопросы, заставляет зрителя задуматься о себе и о людях, которые находятся рядом. Ведь даже за привычным ярлыком «бомжа» может скрываться талантливый и беззащитный художник, который несколько десятилетий ежедневно борется за то, чтобы оказавшись на самом дне жизни, оставаться человеком и следовать своему предназначению.
Юлия Быба