17.07.2015

Личное. Юлия Быба об интервью с Марией Гулегиной

1499436_1382794475374032_5540153093207322720_nГулегина? Роскошная. Мощная. Величественная.
И еще очень простая. Естественная. Органичная. Все это одновременно, сразу. Бездонная глубина и мощнейшая энергия.
 
… Обожаю оперную музыку. Но новых для меня исполнителей не слишком охотно слушаю (давно есть свои предпочтения, а по природе я – консерватор).
Ни раз мне рекомендовали послушать Гулегину. Говорили, особенная она. Долго я собиралась… И вот однажды, наконец-таки пошла на концерт в Большой зал Консерватории…

Первое отделение вообще не понравилось – будто не очень распелась исполнительница. Во втором отделении было значительно лучше… Вижу, соседям ну страшно нравится, все воодушевлены! Но ведь очевидно, осторожничает она… Да, все ну очень сложные арии спела, все ноты взяла… Ну че-то я большего ожидала…. Сижу в разочаровании.

4В конце концерта Гулегина говорит в зал какую-то фразу. Я мало что из слов поняла, но……. В общем, она не сказала, а прохрипела. Стало понятно, что у нее банальный бронхит. Причем основательный такой бронхит.
Ну да. Тогда понятно: не распевалась перед концертом, так как голос берегла (обычно певицы в таком состоянии и на сцену-то не выходят, не то что два акта сольного концерта исполнить). Во втором акте звучала лучше, потому что естественным образом распелась. Пела осторожно, что тоже понятно – весьма странно, что у нее голос ни разу не киксанул и она вообще-то все чисто спела.
Но… разочарование осталось. Ушла недовольная.
Хотя, по-моему, особенно ни с кем и не делилась даже…
 
Прошло много времени! Несколько месяцев точно.
Пришла я как-то в прекраснейшем расположении духа с концерта любимого Федосеева (Большой симфонический концерт). А на концертах Федосеева всегда душа моя, как говорится, «разворачивается и сворачивается»…
И что-то мне не спалось. Включила «Культуру», а там «Линия жизни» с Гулегиной. Смотреть больше нечего, деваться некуда, телевизор фоном работает… Можно сказать, смотрю…..
 
Гулегина рассказывает, что она родилась с очень серьезными проблемами – ее маму жестоко убеждали отказаться от ребенка, говорили, вы, дескать, мамаша, просто не понимаете, какие проблемы себе получаете!.. Мама ее, после горьких рыданий, дочку, конечно же, никуда не сдала.
Дальше Гулегина рассказывает, скольких трудов стоило в то время ножки ребеночку исправить, потому что ножки были практически в обратную сторону завернуты. Как на прогулке ее маме говорили: вы, мамаша, че ребенку-то туфли задом наперед надели?!..
Рассказывала Гулегина, что долгие годы стеснялась этого факта своей биографии, скрывала… А в какой-то момент поняла, что ее опыт, ее история, может многих поддержать! Ведь они с мамой победили – Маша Гулегина потом занималась балетом и художественной гимнастикой, а кто не знал и предположить не мог, через что они прошли!..
И вот уж несколько лет Гулегина – почетный посол Паралимпийского комитета!
 
Уже где-то после этого рассказа почувствовала я, что кошки на душе у меня скребут… Точнее не скажешь.
Слушаю дальше.
 
5Потом Гулегина рассказывает про свое отношение к искусству, к оперному исполнению, к «осовремениванию» оперы. Очень проникновенно, глубоко говорит о том, что не нужно принижать искусство, не нужно пытаться сделать его проще. Высокое искусство должно оставаться высоким искусством. И если это искусство – настоящее, оно тронет сердце человека! И не важно, есть ли специальное, музыкальное образование, и не важно разбирается человек в искусстве или нет, он душой почувствует силу настоящего. И он, этот человек, тоже захочет возвыситься, стать лучше!
Рассказывает, что она отказывалась от постановок, если считала, что это будет надругательством над высоким искусством оперы.
Возможно вы догадываетесь, что к этому моменту все в моих чувствах переворачивается с ног на голову…. Она говорит то, о чем мы за пару часов до этого с подругой разговаривали после концерта. Я ведь готова сейчас подписаться под каждым словом этой Гулегиной.
Чувствую, что осознание моего несправедливого, заносчивого отношения к ней когда-то, начинает меня захлестывать…
 
А потом Гулегина рассказывает про тот злополучный концерт в БЗК…
За несколько дней до этого, у нее дома, в Швейцарии произошла трагедия. Ее сын пошел гулять с собаками (а животные у нее, как и у всех нас – разумеется, горячо любимые, полноценные члены семьи). Так вот сын прибегает домой и говорит, что ее любимая собака умерла. И Гулегина как была в легкой домашней одежде, так и вылетела на улицу!…. Была глубокая осень. Разумеется, она заработала серьезнейший бронхит….
Любая певица ее уровня однозначно отменила бы концерт. Голос – суровая вещь. Исполнив концерт из сложнейших арий Верди в таком состоянии, можно лишиться голоса навсегда. Ну или как минимум — надолго. Да и для репутации угроза – вообще неизвестно как голос может себя повести…
Вопрос отмены концерта для нее не стоял. «Этот зал видел лучших, выступить здесь – заветная мечта любого исполнителя, выступление только в этом зале можно считать верхом исполнительской карьеры. Я считаю, что есть только одна уважительная причина, по которой можно отменять концерт в Большом зале консерватории: если тебя вперед ногами выносят. Поэтому я вышла на сцену.»
 
Гулегина_новостьКак же мне было горько…. Как несправедлива я была к ней… Сколько высокомерия и ограниченности было в моем недовольстве концертом… Я просто отказала этой исполнительнице в праве быть человеком. В ее праве на ее боль и радость…
Я тоже люблю животных. Потерять свою собаку – это огромнейшее горе. Потому что это преданное, так любящее тебя существо настолько связано с каждым днем твоей жизни, что… будто клок тебя самой вырывают… Какую боль должна была пережить эта женщина, чтобы броситься на холодную улицу, забыв о голосе, которому она, как никто другой, знает цену! Ведь это голос дает ей возможность быть среди великолепнейших мировых оперных певиц и обеспечивать свою жизнь. В ту секунду желание спасти любимое существо было сильнее всех страхов, инстинктов, расчета…..
Как мне было за себя стыдно…..
 
Оперные певцы заботятся о своем голосе фантастически. Куча всяких «чего нельзя», чтобы голосу не повредить. Избегать малейших сквозняков, холода, простуды, волнений… С больным голосом точно не петь… Едва ли не анекдоты ходят о том, как вокалисты берегут свой голос.
Это может звучать забавно. Но на самом деле, певческий голос – своенравная вещь. Если однажды твой голос не захочет петь, нет такой силы, которая заставит его это сделать. На силе воле и обезболивающих можно продолжать бежать на сломанной ноге. Со сломанной рукой можно продолжать сражаться в единоборствах. Дух может победить боль.
Но если твой голос ушел, нет на свете такой силы, которая заставит его вернуться. А когда он вернется (и вернется ли) – не возьмется предсказать ни один врач.
Это чтобы было понятнее, почему этот поступок мировой оперной дивы сам по себе сверхнереальное явление
 
1003981_289819344496852_1271960758_nЗнаете, что для меня самое важное во всей этой истории? Гулегина – до мозга костей настоящая. Для нее сама жизнь, чувства, любовь, близкие – и есть смысл жизни. Она не стала рабом своего голоса.
Всегда говорят – так много великолепнейших певцов, с изумительной техникой и вокальным мастерством!.. Почему, как лишь единицы добиваются таких заоблачных высот?….
Вот именно потому, что Гулегина невообразимо больше, чем ее голос. Потому что она сама – мощная, полноводная река жизни. И именно это делает Гулегину Гулегиной. Видели фотографию, где за спиной Марии – бурлящая река? А Мария стоит перед ней, раскинув руки и, смеясь, смотрит в небо? Вот в этом вся Гулегина. И когда она поет – повествует вся ее наполненная глубокими чувствами душа. 
 
Она как-то сказала, что опера – смысл ее жизни. Это очевидно правда. Но за своих близких и любимых она не то что голос, жизнь отдаст, ни на секунду не задумываясь…
 
Эта история произошла относительно давно, когда еще и мысли не было о фестивале.
Тогда я решила, что однажды вручу Гулегиной цветы. Ничего не буду объяснять. Просто хочу молча попросить прощения, что когда-то была к ней несправедлива.
А когда зародился фестиваль, Гулегину в список потенциальных гостей включила сразу же. Ведь эта роскошная Гулегина и есть свой путь.
 
И на интервью я, конечно же, пришла с цветами.
 
Я благодарна Марии Гулегиной, потому что она, сама того не зная, научила меня помнить о том, что даже самые сильные люди – это просто люди. И им бывает нужна наша поддержка. Или хотя бы просто человеческое сочувствие и признание за ними права оставаться людьми.
Ведь для них, находящихся на самых вершинах, пройти огонь, воду и медные трубы – это еще полбеды.
Гораздо сложнее пройдя все это, остаться человеком.
 
3Безмерно благодарна ей за интервью. За теплый, уютный, глубокий разговор. За ее «низкий поклон» героине фильма «Игра вслепую» (Лене Кухаренко – прим.) и режиссеру (Виктории Казариновой – прим.) – «потому что очень важно эту тему поднимать». За ее слезы, за то, что дрожал ее голос и она несколько секунд не могла говорить, потому что помнит, как это тяжело, когда не знаешь, чем кормить ребенка (как в фильме «Тыква» Юлии Сапоновой). За ее полный любви рассказ о том, как она своей маленькой дочечке без конца распускала и перевязывала венгерские и румынские костюмчики («распустишь штанишки, довяжешь юбочку или кофточки…»), ведь ребенок-то рос и надо было в чем-то ходить, а денег-то нет… «Моя девочка была самая красивая!» — и в этих словах не гордость за себя, а абсолютная и безусловная любовь к своему ребенку. Благодарна за ее вопрос «А вам сколько лет? – (я ответила) – Ммм… А я думала, вы моложе!..» Первый раз в жизни (честно) – мне было ужасно приятно слышать этот вопрос. Ведь в нем был (и это абсолютно точно!) только искренний интерес ко мне – одной из десятков и сотен людей, которых она ежедневно встречает на своем пути.
Рядом с ней есть ощущение дома, в котором тепло и уютно, в котором тебе рады. (Да и действительно – как же не радоваться-то встрече с новым, совершенно обычным человеком!…)
 
Много чего еще хочется написать. Ох, как много… Столько нового и интересного она сказала!.. Чувства переполняют.
Скажу главное – после общения с Гулегиной хочется жить. Хочется выстоять несмотря ни на что. Ведь ей это удается всю ее жизнь.
 
Tagged: